Хотя ученые подозревали, что подземный храм под действительно существует, а не просто легенда, они были удивлены его масштабом и глубиной.
Скрытый «вход в подземный мир», который построили представители древней сапотекской культуры, обнаружили под католической церковью на юге Мексики. Для этого ученые использовали передовые технологии наземного сканирования.
Сложную систему подземных камер и туннелей построили более тысячи лет назад сапотекцы. Их государство возникло недалеко от современной Оахаки в конце шестого века до нашей эры. Древние представители этой цивилизации создавали монументальные здания и возводили массивные гробницы, наполненные роскошными могилами.
Архитектурный комплекс в Митле, в 44 км к юго-востоку от Оахаки, может похвастаться уникальной и сложной мозаикой. Он функционировал как главный сапотекский религиозный центр до конца XV века, когда это место завоевали ацтеки. Затем испанцы повторно использовали каменные блоки из руин для строительства церкви Сан-Пабло Апостоль столетие спустя.
Согласно устным легендам, главный алтарь церкви специально построили над запечатанным входом в обширный подземный лабиринт колонн и проходов. Изначально они принадлежали сапотекскому храму, известному как «Люба» (Lyobaa), что означает «место отдыха».
Теперь ученые убедились в этом сами, используя специальный радар, томографию электрического сопротивления и сейсмическую шумовую томографию. Они создали виртуальную 3D-модель подземных руин. Измерительные приборы, размещенные вокруг церкви, записали информацию о большой пустоте под главным алтарем и двух соединительных проходах, все на глубине от 5 до 8 м.
Недавно открытые камеры и туннели напрямую связаны с древними сапотекскими верованиями и концепциями Подземного мира. Они подтверждают правдивость колониальных рассказов, согласно которым в прошлом люди проводили в подземных камерах ритуалы и церемонии, связанные с культом мертвых.
На обложке: сейсмическая томография показывает подземные камеры или естественные полости (синий свет). Изображение предоставлено Марко М. Вигато/Проект ARX