Эксперт сомневается в возможности установить картину подводной катастрофы
Западные СМИ продолжают активно обсуждать недавнюю гибель в Северной Атлантике экипажа подводного аппарата «Титан». Пока идет расследование трагедии, появляется все больше свидетельств о том, что многочисленные предупреждения об опасности батискафа были проигнорированы. Как утверждается, бесцеремонное отношение к безопасности, сосредоточенность на «инновациях» могли способствовать глубоководному взрыву, унесшему жизни пятерых участников погружения к обломкам знаменитого «Титаника».
По мере того как появляются дополнительные подробности о смертельном взрыве подводного аппарата «Титан» в июне, в результате чего возникает еще больше неизвестных, становятся все более очевидными опасения, связанные с предположительно бесцеремонным отношением исследовательской компании OceanGate Expeditions к безопасности.
Сообщается, что обреченное судно в какой-то момент во время своего спуска сбросило груз; однако неизвестно, было ли это связано с обычной частью спуска или с попыткой отказаться от обреченной миссии. Все пятеро обитателей Титана погибли при взрыве, напоминает The Guardian.
Роб Маккаллум, опытный эксперт по подводным аппаратам, который начал возить туристов к обломкам «Титаника» в 2000–х годах с использованием российских подводных аппаратов – и который был среди представителей отрасли, высказывавших опасения по поводу деятельности компании OceanGate до катастрофы, — рассказал, что подводные аппараты сбрасывают вес, чтобы контролировать свою плавучесть.
“Иногда они сбрасывают немного веса, чтобы замедлиться по мере приближения ко дну, а иногда они сбрасывают много веса, чтобы подняться, — объяснил Маккаллум The Guardian. – Нужно было бы прочитать журнал погружений, чтобы знать, какой вес сбрасывался непосредственно перед катастрофой”.
Известные обстоятельства ограничены малым набором информации: что подводный аппарат был “расположен практически точно там, где он должен был быть”, и что взрыв занял всего миллисекунды, сказал Маккаллум.
Подводные аппараты “не имеют бортового самописца, и поэтому вы зависите от связи между подводным аппаратом и кораблем наверху – если в журнале не будет указано, что в подводном аппарате возникли проблемы, тогда мы никогда не узнаем”, — сказал Маккаллум, который управлял несколькими коммерческими подводными лодками на глубине около 11 000 метров (36 089 футов).
Обширная статья в New Yorker, опубликованная 1 июля, подробно описывала усилия Маккаллума и других представителей отрасли, направленные на то, чтобы поднять тревогу по поводу судов компании OceanGate. Правительственные власти и OceanGate, по-видимому, не отреагировали на их предупреждения.
Компания OceanGate нацелилась на исследование «Титаника» примерно в 2015 году; соучредитель компании Стоктон Раш обратился к Маккаллуму, сообщает издание.
“Он хотел, чтобы я руководил его “титанической” операцией вместо него, — сказал Маккаллум в интервью The New Yorker. – В то время я был единственным человеком, из тех, кого он знал, кто руководил коммерческими экспедициями на «Титаник». План Раша состоял в том, чтобы пойти еще дальше и создать транспортное средство специально для этой многоместной экспедиции”.
Маккаллум, который сказал, что давал Рашу советы по маркетингу и логистике, в конечном счете посетил мастерскую OceanGate в Сиэтле, чтобы посмотреть на первый подводный аппарат OceanGate, Cyclops I — модернизированное исследовательское судно, способное опускаться не более чем на 1500 футов. Раш планировал использовать большую часть дизайна Cyclops I в своем будущем подводном аппарате «Титаник», получившем название «Циклоп II», сообщает The New Yorker.
Обеспокоенный, учитывая грубый дизайн батискафа и отсутствие избыточных функций безопасности, Маккаллум сказал журналу, что “было несколько точек отказа”, в том числе то, что его система управления использовала Bluetooth.
Маккаллум решил не участвовать в проекте. Он сказал The Guardian, что его решение было продиктовано целым рядом соображений безопасности, в том числе тем, что процедуры запуска и извлечения подводного аппарата осуществлялись с баржи, а не с большого корабля.
В электронном письме весной 2018 года Маккаллуму, который написал ему с опасениями по поводу безопасности, Стоктон Раш, похоже, воспринял эти опасения как личное оскорбление.
“Я знаю, что наш инновационный подход, ориентированный на инженерные разработки (в отличие от существующего процесса проектирования, ориентированного на соответствие стандартам), противоречит общепринятым представлениям о подводных аппаратах, но такова природа инноваций, — отмечал тогда Раш. – “Титан” и его системы безопасности намного превосходят все, что используется в настоящее время”.
Стоктон Раш далее пожаловался в электронном письме: “Как вы можете заметить, эта тема меня немного беспокоит; я устал от игроков отрасли, которые пытаются использовать аргумент безопасности, чтобы остановить инновации и новых участников от выхода на их небольшой существующий рынок. С тех пор как Гильермо [Сенляйн] и я основали OceanGate, мы слишком часто слышали беспочвенные крики ”Вы кого-то убьете»».
“Я воспринимаю это как серьезное личное оскорбление”, — также написал Стоктон Раш.
Дэвид Локридж, который был пилотом Cyclops I, когда Маккаллум отправился на пробное погружение, в итоге покинул компанию OceanGate. После его отъезда они обменялись электронными письмами, в которых обсуждались их проблемы безопасности, и в одном из посланий Локридж сказал о подводном аппарате OceanGate: “Это лимон”, сообщает The New Yorker.
Локридж сказал, что он изложил свои опасения OceanGate и Rush в письменном отчете и после этого был уволен. Он подал заявление в Управление по охране труда и гигиене труда США (Osha), заявив, что его увольнение было возмездием за высказывание опасений.
Адвокат OceanGate якобы угрожал Локриджу судебным иском, если он не отзовет свою жалобу, и после нескольких месяцев борьбы согласился это сделать. Хотя агентство по охране труда действительно проинформировало береговую охрану США о жалобе Локриджа, “нет никаких доказательств того, что береговая охрана когда-либо следила за этим”, сообщает The New Yorker.
Даже один из друзей Стоктон Раша сказал ему, что его подводный аппарат небезопасен. Карл Стэнли, который в апреле 2019 года участвовал в экспедиции на «Титане» вблизи Багамских островов, рассказал, что слышал тревожные звуки во время его плавания.
Стэнли сообщил в электронном письме Рашу, по информации CNN: “То, что мы услышали, на мой взгляд … звучало как изъян в одной области, на которую воздействовует огромное давление и которая будет раздавлена / повреждена”.