С помощью программно-аппаратного комплекса, разработанного сотрудниками Центра беспилотных технологий российского ИТ-вуза, оператор контролирует движение спецтехники и управляет ее рабочими органами из диспетчерской. Система предназначена для поднятия, перемещения и складирования грузов и позволит персоналу работать удаленно. Испытания технологии прошли на вилочном погрузчике складской базы «Газпромнефть-Снабжения» в Оренбурге.
Разработанный программно-аппаратный комплекс включает подсистемы для сотрудника и спецтехники. Диспетчерский пункт дистанционного управления копирует место оператора в вилочном погрузчике и состоит из стола с рулём, двух педалей, рулевой колонки и подрулевых переключателей, кресла, мониторов и вычислителя. Джойстики управления вилами погрузчика установлены на столе справа, а ключ зажигания и кнопка экстренной остановки — слева. С помощью дублирующих органов управления погрузчиком оператор дистанционно поднимает, опускает, смещает вилы и управляет движением спецтехники.
«Информация с джойстиков, руля, педалей и вспомогательных кнопок поступает на электронный блок управления, а затем передаётся по радиоканалу на электронный блок управления штатными органами, размещенными на техники. Оба блока — собственная разработка специалистов Университета Иннополис», — объяснил Александр Пронин, руководитель Центра беспилотных технологий Университета Иннополис.
Разработчики установили 6 широкоугольных видеокамер по периметру погрузчика и 6 мониторов на рабочем месте оператора, чтобы получать полную информацию об окружающей обстановке, положении вил и груза. Ультразвуковые датчики контролируют обстановку сзади машины — сигнализируют о замеченном препятствии, невидимом на мониторе из-за заднего свеса спецтехники. Для мгновенной двусторонней связи между оператором и стропальщиком в случае возникновения нештатной ситуации специалисты российского ИТ-вуза дополнительно оснастили комплекс кнопкой экстренной остановки погрузчика, микрофоном, громкоговорителем и функцией управления светом и дворниками.
Среди функций, которые погрузчик теперь может выполнять дистанционно, — движение и повороты в любую сторону, торможение, подъём и опускание вил, наклон и горизонтальное смещение мачты, аварийная остановка двигателя и управление всеми штатными функциями погрузчика.
По словам разработчиков, тестирование технологии на вилочном погрузчике базы «Газпромнефть-Снабжение» в Оренбурге помогло доработать систему дистанционного управления погрузчиком и получить обратную связь от водителя погрузчика, ранее управлявшего им из кабины. Эксперты Университета Иннополис устранили небольшую слепую зону в задней части вилочного погрузчика, добавили индикаторы работы двигателя и положения стояночного тормоза в интерфейс программы управления и отрегулировали чувствительность джойстиков управления вилами и педали газа.
«По результатам испытания для лучшей обзорности в ПО оператора наша команда добавила функцию виртуального вращения фишай-камер с помощью джойстиков, а в нижней части вил установила дополнительную камеру с выводом изображения на отдельный монитор. Во время тестирования оператор выполнял на погрузчике задачу по установке поддона с баком в свободное место, при этом нужно было разместить его в ряд других поддонов. Всего часа было достаточно водителю базы, чтобы освоить систему. Оператор успешно справился с задачей — расстояние между поддонами составило 3 см с каждой стороны, что подтверждает работоспособность разработанной системы дистанционного управления в реальных условиях на производстве», — добавил Александр Пронин, руководитель Центра беспилотных технологий Университета Иннополис.