Когда-то такие скоростные пассажирские суда были одним из главных «козырей» нашей страны
Новая «зелененькая» — купюра номиналом 1000 рублей будет «водоплавающей». В качестве главного символа, который должен быть изображен на оборотной стороне банкноты, многие граждане хотят видеть изображение пассажирского теплохода на подводных крыльях «Метеор». Именно такими стали итоги голосования, организованного Центробанком. Давайте попытаемся оценить заслуги этого чудо-корабля, чтобы понять, почему же именно он должен красоваться на «тысячной».
Начать с того, что победитель «тысячерублевого» конкурса (а он обошел своих главных конкурентов – изображения казанского Дворца Земледелия и Саратовского автомобильного моста через Волгу) в уходящем году отметил юбилей: 65 лет назад было спущено на воду самое первое такое судно. В ноябре 1959-го проходили ходовые испытания новинки, построенной волжскими судостроителями на заводе «Красное Сормово».
Народ удивлялся, ведь это же какой-то нонсенс: крылья не в воздухе, а под водой! Однако демонстрация возможностей корабля необычной конструкции сразу расставила все по местам. Подводные крылья – гениально. Снабженное ими судно даст заметную фору любому обычному.
Серийное производство «Метеоров» началось в 1961-м и продолжалось почти 40 лет – вплоть до 1999-го. За это время на воду было спущено более 400 таких скоростных теплоходов. К слову сказать, право встать за штурвал первого серийного «Метеора», который собрали на заводе в Зеленодольске, получил один из легендарных героев Великой Отечественной – Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который прославился тем, что сумел совершить побег из плена, подняв воздух немецкий бомбардировщик.
Уникальная конструкция корабля на подводных крыльях, разработанная под руководством замечательного изобретателя Ростислава Алексеева, оказалась на какое-то время в числе главных «визитных карточек» СССР – наряду с космическими кораблями, балетом…
«Метеоры» обладали небывалой для гражданских судов скоростью, достигавшей 75-77 км/час, могли вместить более сотни пассажиров, а кроме того имели неплохие мореходные качества. В итоге этим «крылатым» кораблям можно было поручать пассажирские перевозки не только на реках, но даже и в прибрежных морских районах.
Конкурентов детищу Алексеева, до поры до времени, попросту не существовало. А потому на наши «Метеоры» возник большой спрос за рубежом. Их закупили в общей сложности более 20 стран – в том числе такие «продвинутые» европейские государства, как ФРГ, Италия, Нидерланды… Восторженные иностранцы называли такие теплоходы красиво – «крылатый корабль», «летящее чудо»…
Советский Союз в свое время обладал крупнейшим в мире по численности флотом судов на подводных крыльях. В его составе были не только «Метеоры», но и более компактные «Ракеты», а также «Кометы».
Промышленный выпуск и эксплуатация на речных маршрутах «Метеоров» это один из значимых эпизодов в истории жителей Поволжья. Не мудрено, что «портрет» именно этого необычного корабля кажется многим самым подходящим изображением для 1000-рублевой купюры. Ведь по замыслу ее художественное оформление должно быть посвящено именно достопримечательностям Приволжского федерального округа.
Так что «Метеор» попал в десятку. Ну или, что в данной ситуации точнее, — в «тысячную»