Четверг, 26 декабря, 2024

Новое на сайте

ДомойОбществоСенатор Гумерова предложила запретить школьникам снимать учителей на телефон

Сенатор Гумерова предложила запретить школьникам снимать учителей на телефон

«Педагоги становятся мишенью для битья»

Закрепить новый статус педагога законом и наладить соблюдение дисциплины в школе предлагают давно. После заседания Совета по госполитике в сфере защиты семьи и детей, такие предложения зазвучали с новой силой. Сенатор Лилия Гумерова говорит, что необходимо запретить детям снимать в школах учителей на телефон. Мол, сначала провоцируют, а потом снимают результат. А детский омбудсмен Свердловской области Игорь Мороков заявил, что учительница имеет право дать пощечину зарвавшемуся ученику, оскорбившему ее как женщину.

При этом каких-то конкретных предложений о том, как усилить дисциплину в школе в современных условиях, звучит мало. Разве, что – «взять и отобрать». «Сейчас педагоги становятся мишенью для битья, их снимают на телефон, провоцируют на конфликт, все это выходит на страницы газет и в эфиры каналов», – считает председатель комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Происходит это, по мнению сенатора, со стороны детей нарочно и для учителей «несправедливо».

Что до телефонов – у всех свежи в памяти примеры, когда оскорбляющих и бьющих учителей снимали и записывали на аудио, причем даже в начальной школе, в интернатах для детей-инвалидов – слабослышащих, с ментальными расстройствами. То есть там, где детям крайне трудно защитить себя.

Попутно выплыли на свет ставшие обыденными телесные наказания в кадетских школах. Поэтому, предложение об однозначном запрете видеосъемок в школе и было отставлено законодателями еще на этапе предварительного обсуждения. Если «идут какие-то нарушения», то у ребенка «должно быть право это снять», – сказал председатель комитета по молодежной политике ГД Артем Метелев.

Предложения о том, как усилить дисциплину в школах, не нарушив ничьи права, звучат в основном снизу. Педагоги просят побольше камер в классах, коридорах и гардеробах, чтобы «слепых зон» в школе не было. И чтобы у действительно скандальных родителей не возникало поводов для инсинуаций.

И да, права учителей должны быть прописаны. Гумерова также сообщила, что ее комитет совместно с РАО собирает предложения о том, как это сделать. В современной школе, в отличие от предыдущей, есть не только подростки с неуправляемыми гормонами, которые были всегда. Появилась такая вещь как социальное неравенство с большой разницей доходов у родителей и учителей. И, что еще более важно, появилась инклюзия. Причем о диагнозах особых детей или учеников с отклонениями в развитии родители все еще не обязаны сообщать. Поэтому проходить с ребенком психо-медико-педагогическую комиссию или нет, тоже родители решают. Что часто порождает дополнительные проблемы, а то и риски не только для педагогов, но и для других учеников в классе.

Читать также:
Выявлена опасность доставки беспилотниками оружия в тюрьмы: проблема номер один

— Соглашусь, что в действующей версии федерального закона права педагогов слабо защищены, – говорит юрист Станислав Попов. – Есть пункт о «праве на защиту профессиональной чести и достоинства, и только. Никакого механизма не прописано для защиты этой самой чести, да еще от несовершеннолетнего. Зато тщательно описаны учительские обязанности. Это очевидный перекос и правовая незащищенность. Но хотелось бы напомнить, что любой пересмотр федерального закона влечет за собой сотни десятки поправок в законы. Также необходимы совсем новые сопроводительные нормы, подзаконные акты, без которых инициатива повиснет в воздухе и не будет работать. Я что-то такой работы в парламенте пока не вижу.

Хочу напомнить, что юридическое сообщество давно предлагает понизить возраст уголовной ответственности для подростков за тяжкие и средне-тяжкие преступления и ужесточить «административку» за мелкие. Те же штрафы увеличить. А то, получается, работать или получать паспорт в 14 лет уже можно, а отвечать за содеянное нет. Отвечают только родители, да и что такое штраф 500 рублей? Но, разрабатывая новую дисциплинарную систему, нельзя забывать, что дети всегда юридически слабая сторона, а учителя — сильная. Систему правовой защищенности в школах необходимо сбалансировать.

— Раньше дисциплина в школах держалась на страхе, на вертикальном подчинении, а потом уже на уважении к педагогам, – говорит семейный психолог Марьяна Разумовская. – Поэтому сегодня в школе прежние общественные установки не работают. Часто можно услышать: «Дети совсем испортились, они стали расхлябанными, наглыми…» На самом деле, произошел коренной слом в отношении «ребенок-взрослый». В большинстве семей из общения между поколениями ушла авторитарность, в детях стали видеть и ценить личность, к ним стали прислушиваться. Где-то даже детоцентризм возник как крайнее проявление нового для нас, свободного подхода к воспитанию. А в школах, если не брать какие-то продвинутые лицеи, все осталось по-старому. И введение репрессивных правил 30-летней давности в школах только усилит этот диссонанс и создаст новые конфликтные ситуации.