Понедельник, 23 декабря, 2024

Новое на сайте

ДомойНаукаРаскрыта тайна стремительного превращения Средиземного моря в соленый «бассейн»

Раскрыта тайна стремительного превращения Средиземного моря в соленый «бассейн»

Геологи впервые детально описали механизм, благодаря которому дно Средиземного моря 5,5 млн лет назад покрылось трехкилометровым слоем соли.

Исследователи из Института физики Земли Парижа восстановили последовательность стремительных экологических изменений в Средиземное море. Во время Мессинского кризиса солености, который произошел между 5,97–5,33 млн лет назад, море потеряло до 70% объема воды и покрылось трехкилометровым слоем соли.

Ученые проанализировали стабильные изотопы хлора, найденные в соляных отложениях на дне Средиземного моря. Этот метод позволил восстановить детальную картину геологических процессов, происходивших миллионы лет назад. Анализ выявил две фазы этого драматического процесса.

На первом этапе, длившемся 35 тыс. лет, был ограничен отток воды из моря в Атлантический океан. Общее падение уровня океана привело к разрыву Гибралтарского пролива и накоплению солей в Восточном Средиземноморье.

На втором, более коротком этапе — менее 10 тысяч лет — произошло стремительное испарение воды и падение уровня моря на 1–2 км. В Восточном Средиземноморье уровень моря снизился на 1,7–2,1 км, в Западном — на 0,85 км.

Читать также:
Астрономы измерили массу темной материи у квазаров в 13 млрд световых лет от Земли

Эти процессы, как полагают ученые, изменили средиземноморский ландшафт, вызвали локальные вулканические извержения и даже могли повлиять на глобальный климат, создав гигантскую депрессию в земной коре.

Эти данные помогают понять, как одно из самых экстремальных геологических событий, Мессинский кризис солености, повлияло на регион и планету в целом. Исследование подчеркивает важность изучения геологической истории для прогнозирования современных экологических процессов и климатических изменений будущего.

На обложке: спутниковый снимок Средиземного моря. Изображение: Przemek Pietrak, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons