Четверг, 26 декабря, 2024

Новое на сайте

ДомойОбществоМинистерство разрешило школьникам отлынивать от «домашки» на больничном

Министерство разрешило школьникам отлынивать от «домашки» на больничном

Но учителя не знают, как это будет выглядеть на практике

Правилами и сроками выполнения «домашки» озаботились в Минпросвещения, и выпустили новые методологические рекомендации для школ. В них, в частности, говорится, что школьникам на больничном задавать ДЗ не рекомендуется. Те же цифровые домашние задания предписано делать не дольше получаса постоянного сидения за компьютером (для старшей школы — 35 минут). А весь объем «домашки» не должен быть больше, чем половина пройденного на уроке.

Новые ведомственные правила и рекомендации внедряются не вдруг, а вместе с запуском новых единых стандартов образования. Или, по словам члена думского комитета по просвещению Ларисы Тутовой, они «явились составляющей процесса унификации единого содержания общего образования».

Впрочем, кое-что остается из старенького. Например, старые добрые СаНПиНы по времени приготовления домашнего задания. У первоклашек ДЗ не должно занимать более часа, во 2—3-х классах — 1,5 часа, в 4—5-х классах — более двух часов, в 6—8-х классах — более 2,5 часов, а в 9—11-х классах — более 3,5 часов.

Зато позитивные изменения ждут всех «отдохнувших под наркозом». Детям, находящимся на больничном, не рекомендовано задавать домашние задания. Максимум, чем их можно напрячь – прочитать произведения из списка предлагаемой на год литературы.

Тут, наверное, можно помянуть, что письма образовательного ведомства носят рекомендательный характер, они не руководство к действию для школы. И если какой-то школьник «завис» на больничном больше, чем на неделю, вряд ли учителя станут полагаться только на его сознательность.

Есть в новой методологии и время выполнения заданий за компьютером. И, применительно к жизни, они смехотворно малы. Для учащихся 1—2-х классов постоянно сидеть за монитором предписано не более 20 минут, 3—4-х классов — не более 25 минут, 5—9-х классов — не более 30 минут, а 10—11-х классов — не более 35 минут в день.

И, как вишенка на торте – весь объем домашнего задания не должен превышать половину того объема материала, что проходили в классе. «Все рекомендации в целом разработаны с учетом педагогического опыта и научных исследований в области обучения и психологии», —заверила зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

— Похожие рекомендации по работе за компьютером уже были раньше, — рассказывает мама 10-классника из Москвы, Алевтина. – Мы даже уточняли – как 35 минут может быть, если для одного цифрового домашнего задания надо 40-45, а их по несколько в день задают. А еще Олимпиады, там заочные туры за компьютером. А еще проекты разные, подготовки к ЕГЭ по демо-версиям…. Нам ответили – посидите 35 минут, потом сделайте перерыв. И можно еще 35 минут сидеть…

Читать также:
Нелли Кобзон выразила опасение за Пахмутову: переживать уход Добронравова будет сложно

— Да, с домашними заданиями не ново, такие рекомендации еще 20 лет назад появились, — говорит учитель начальных классов и завуч школы Лидия Леонидова. – Но все понимают, что отболев 2-3 недели, ребенок выходит и должен писать контрольные, самостоятельные или ВПР наравне со всеми. Освободить от них на основании больничного мы не имеем права. Только и можем, что перенести эту работу на несколько дней. Оценочные требования таковы, что даже на физкультуре ребенку во время освобождения от занятий в зале дают делать доклад. По тем же методикам «сверху», каждую неделю должна быть оценка. Да и программа так быстро идет вперед, что нагонять знания, пропущенные даже за 2-3 дня, проблематично.

А что касается требований Рособрнадзора, то это именно усреднение. Есть способные и внимательные дети, которые все улавливают «из воздуха». Есть менее усидчивые, есть хуже запоминающие… Не скрою, что даже в 3-4 классах многие сидят по 4-5 часов, причем с родителями, нянями, делают «домашку». Заметно много стало гипердинамичных детей, учеников с особенностями, с разными формами РАС. В этом смысле, рекомендации имеют некоторое несоответствие с действительностью.

Как уже писал ранее «МК», в Тюмени старшеклассники в одной из школ с удивлением обнаружили в расписании 10-ый урок. И это при рекомендованной норме 6 уроков в день, 7-ой урок уже считается излишней нагрузкой. Но на практике, объем заданий и уроков таков, что либо делать 6-дневную учебную неделю и несколько уроков ставить по субботам. Либо учиться 5 дней в неделю (так, опять-таки, рекомендуют делать образовательные ведомства) и на полную катушку, либо задействовать субботы. Законом четко запрещено ставить уроки по выходным только первоклассникам.

А что касается уроков, опыт выявил еще «нулевые» и «минус первые уроки». «Нулевым» в некоторых школах идут «Разговоры о важном» по понедельникам, из-за чего школьники приходят на занятия раньше на 1,5 часа. И такую же практику некоторые школы применили к четвергам, это теперь день «часа профориентации». Как стало известно «МК», некоторые школьники от своих классных руководителей получили предписание «явиться к 7.30 на «нулевой урок». Хотя обычные занятия в этой школе начинаются в 9.00.