Но учителя не знают, как это будет выглядеть на практике
Правилами и сроками выполнения «домашки» озаботились в Минпросвещения, и выпустили новые методологические рекомендации для школ. В них, в частности, говорится, что школьникам на больничном задавать ДЗ не рекомендуется. Те же цифровые домашние задания предписано делать не дольше получаса постоянного сидения за компьютером (для старшей школы — 35 минут). А весь объем «домашки» не должен быть больше, чем половина пройденного на уроке.
Новые ведомственные правила и рекомендации внедряются не вдруг, а вместе с запуском новых единых стандартов образования. Или, по словам члена думского комитета по просвещению Ларисы Тутовой, они «явились составляющей процесса унификации единого содержания общего образования».
Впрочем, кое-что остается из старенького. Например, старые добрые СаНПиНы по времени приготовления домашнего задания. У первоклашек ДЗ не должно занимать более часа, во 2—3-х классах — 1,5 часа, в 4—5-х классах — более двух часов, в 6—8-х классах — более 2,5 часов, а в 9—11-х классах — более 3,5 часов.
Зато позитивные изменения ждут всех «отдохнувших под наркозом». Детям, находящимся на больничном, не рекомендовано задавать домашние задания. Максимум, чем их можно напрячь – прочитать произведения из списка предлагаемой на год литературы.
Тут, наверное, можно помянуть, что письма образовательного ведомства носят рекомендательный характер, они не руководство к действию для школы. И если какой-то школьник «завис» на больничном больше, чем на неделю, вряд ли учителя станут полагаться только на его сознательность.
Есть в новой методологии и время выполнения заданий за компьютером. И, применительно к жизни, они смехотворно малы. Для учащихся 1—2-х классов постоянно сидеть за монитором предписано не более 20 минут, 3—4-х классов — не более 25 минут, 5—9-х классов — не более 30 минут, а 10—11-х классов — не более 35 минут в день.
И, как вишенка на торте – весь объем домашнего задания не должен превышать половину того объема материала, что проходили в классе. «Все рекомендации в целом разработаны с учетом педагогического опыта и научных исследований в области обучения и психологии», —заверила зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
— Похожие рекомендации по работе за компьютером уже были раньше, — рассказывает мама 10-классника из Москвы, Алевтина. – Мы даже уточняли – как 35 минут может быть, если для одного цифрового домашнего задания надо 40-45, а их по несколько в день задают. А еще Олимпиады, там заочные туры за компьютером. А еще проекты разные, подготовки к ЕГЭ по демо-версиям…. Нам ответили – посидите 35 минут, потом сделайте перерыв. И можно еще 35 минут сидеть…
— Да, с домашними заданиями не ново, такие рекомендации еще 20 лет назад появились, — говорит учитель начальных классов и завуч школы Лидия Леонидова. – Но все понимают, что отболев 2-3 недели, ребенок выходит и должен писать контрольные, самостоятельные или ВПР наравне со всеми. Освободить от них на основании больничного мы не имеем права. Только и можем, что перенести эту работу на несколько дней. Оценочные требования таковы, что даже на физкультуре ребенку во время освобождения от занятий в зале дают делать доклад. По тем же методикам «сверху», каждую неделю должна быть оценка. Да и программа так быстро идет вперед, что нагонять знания, пропущенные даже за 2-3 дня, проблематично.
А что касается требований Рособрнадзора, то это именно усреднение. Есть способные и внимательные дети, которые все улавливают «из воздуха». Есть менее усидчивые, есть хуже запоминающие… Не скрою, что даже в 3-4 классах многие сидят по 4-5 часов, причем с родителями, нянями, делают «домашку». Заметно много стало гипердинамичных детей, учеников с особенностями, с разными формами РАС. В этом смысле, рекомендации имеют некоторое несоответствие с действительностью.
Как уже писал ранее «МК», в Тюмени старшеклассники в одной из школ с удивлением обнаружили в расписании 10-ый урок. И это при рекомендованной норме 6 уроков в день, 7-ой урок уже считается излишней нагрузкой. Но на практике, объем заданий и уроков таков, что либо делать 6-дневную учебную неделю и несколько уроков ставить по субботам. Либо учиться 5 дней в неделю (так, опять-таки, рекомендуют делать образовательные ведомства) и на полную катушку, либо задействовать субботы. Законом четко запрещено ставить уроки по выходным только первоклассникам.
А что касается уроков, опыт выявил еще «нулевые» и «минус первые уроки». «Нулевым» в некоторых школах идут «Разговоры о важном» по понедельникам, из-за чего школьники приходят на занятия раньше на 1,5 часа. И такую же практику некоторые школы применили к четвергам, это теперь день «часа профориентации». Как стало известно «МК», некоторые школьники от своих классных руководителей получили предписание «явиться к 7.30 на «нулевой урок». Хотя обычные занятия в этой школе начинаются в 9.00.