«Русский язык не учат те, кто приехал сугубо временно»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на на встрече со студентами отметил, что идентичность России находится под угрозой, если трудовые мигранты будут доминировать в обществе. О том, что входит в понятие идентичности, и как миграция связана с экономическими вопросами, мы поговорили с политологом Алексеем Макаркиным.
— Что включает в себя понятие идентичности?
— Если взять советский период, то это понятие включало в себя знание научной картины мира, которая несовместима с религиозными предрассудками, — говорит Алексей Макаркин. — По прошествии тридцати лет, у нас, наоборот, говорят, что компонентом нашей идентичности является религиозность, православная вера. Иногда это совмещается.
Например, важным компонентом идентичности советского человека был коллективизм. А сейчас у нас появилась соборность. Поэтому сама тема идентичности очень и очень непростая.
Политолог обращает внимание на то, что в тех же европейских странах мигранты претендуют на то, чтобы играть роль в общественной жизни.
— У нас же мигранты, по большей части, хотят просто заработать. Они в нашей общественной жизни практически не участвуют. Единственное, где они проявляются, так это в сфере религии. Большинство мигрантов исповедуют ислам, ходят в мечеть. У нас нет ни одной партии, которая бы защищала интересы мигрантов. Все ведущие партии у нас, в той или иной степени, выступают за ограничения миграции.
По мнению Алексея Макаркина, миграция еще в немалой степени связана с экономическими вопросами.
— Миграция резко росла в нулевые годы, когда был экономический рост, когда требовались все новые работники. При нынешних умеренных темпах экономического роста тема миграции, на мой взгляд, не столь острая. Если сворачиваются те или иные строительные объекты, то мигранты часто уезжают. Поэтому я бы не говорил, что сейчас идет размывание идентичности.
Как считает наш собеседник, если говорить о тех гражданах России из числа бывших мигрантах, которые влияют на общественные и политические процессы, голосуют, проявляют общественную активность, то у этих людей вполне российская идентичность.
— Они знают русский язык. У тех мигрантов, которые хотят здесь укорениться, есть стимулы для того, чтобы интегрироваться в общество. Русский язык не учат те, кто приехал сугубо временно. Но, опять же, они стараются, чтобы их как можно меньше замечали. И они совершенно не заинтересованы в какой-то активности.