Детей решили научить критике, дедукции и аналитике вместо «клипового мышления»
Сделать логику одним из школьных предметов, дабы научить детей структурированному и критическому мышлению, предлагают в Госдуме. Мол, зумеры поверхностно воспринимают информацию и не умеют «разложить все по полочкам». Логику можно сделать отдельным предметом или интегрировать в курсы математики, информатики, обществознания – полагают в парламенте.
С таким предложением на руководителя Министерства просвещения вышла первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова.
Депутат считает, что у современных детей и подростков преобладает «клиповое мышление» (а некоторые говорят, даже пиксельное). Школьники, поэтому, не справляются «с критическим восприятием и анализом информации». А поскольку «ключевые формы мышления» формируются в детстве, то в вузах красиво и логично мыслить уже учить поздновато.
Парламентарий считает, что логика поможет школьникам также обрести структурированное и критическое мышление. По мнению Лантратовой, предметная составляющая должна включать такие темы, как «классы понятий», «логические категории», «дедуктивные и индуктивные умозаключения» и др. И обязательно «основы рациональной дискуссии». Депутат призывает перераспределить часы школьной программы, чтобы новая дисциплина не раздула расписание.
Так-то идея очень здравая, достаточно зайти в любой чат. Рациональной дискуссией там и не пахнет, сплошь логические ошибки, манипуляции и заблуждения. С «переходом на личности» – это, кстати, прямой перевод с латыни одной из самых распространенных логических ошибок в споре.
С другой стороны, странен призыв «добавить логики» в математику или информатику. Алгебра и так базируются на булевой логике с ее бинарной системой «нулем» и «единицей». И «другому не быть», как и в программировании, где возможно только «И», «НЕ», «ИЛИ». На «декартовой логике» абсцисс и ординат, которая делит пространство на квадранты, основана геометрия. Да и вся современная наука стоит на логике Фалеса. Этого древнего ученого из Милета еще называют «отцом философии».
— С точки зрения методологии, элементы и основы логики сегодня уже есть в школе, это гуманитарный блок предметов, – говорит преподаватель и методист Анна Маркина. – Есть рабочие программы по необязательному предмету программы «риторика». Там больше всего внимания уделено логическому выстраиванию текста, обобщению и коммуникации. Но, тем не менее, понятие и критерии логики присутствуют и даже доносятся в игровом формате, включая стихи и сказки, ведь курс для 5-9 классов.
«МК» обратился за подсказкой в прошлое и узнал, что в Российской империи логика преподавалась, и иногда даже отдельным курсом, наряду с риторикой. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, были в программе оба этих предмета. Их читали для формирования у лицеистов критического мышления, аналитических способностей, ораторского мастерства. Но чаще, в других корпусах, лицеях и гимназиях, логика была частью таких дисциплин, как «классическая литература», «философия», программы изучения «мертвых языков».
— Конечно, логика у нас одна, она едина и в математике, и в философии, в изучении права, – говорит кандидат юридических наук, преподаватель вуза Олег Демьяненко. – Я заметил, что если у абитуриента хорошо с математикой, то и обществознание на высоте. Только, мне кажется, что в школе все-таки следует «идти по верхам». Например, упомянутые выше классы (виды) понятий – довольно сложный раздел логики в философии и литературоведении, где оперируют такими понятиями, как обобщения, определения, ограничения… Всем и каждому это абстрактное знание ни к чему, мне кажется. Важно ведь научить школьника тому, что такое понятие вообще, что такое мысль, аргументация, научить обосновывать свою позицию, оценивать встречную, строить доказательства. Дедукция и индукция рассуждений – хорошо, как и критика, аналитический метод в подходе к восприятию информации и высказываний. Вот это нужно каждому.