«Не хотим участвовать в мерзком паноптикуме»
Этой весной самые стойкие любители хэви могли получить изрядную порцию своего «железного» счастья. Сергей «Паук» Троицкий и его «Коррозия Металла» запланировали тур, посвященный двадцатилетию альбома «Белые Волки» и первой точкой рок-вояжа стал Нижний Новгород. Однако вместо концерта получился рейд силовиков, после которого музыканты отменили все свои ближайшие мероприятия.
В официальных сообщениях об инциденте в клубе «Ненависть» фигурировали проверка на предмет выявления мерча с экстремистской символикой, обнаружение таковой, арест музыкантов, выплата штрафа. Нужно признать, что со стороны может показаться, будто в подобной ситуации нет ничего сенсационного: концерты «Коррозии Металла» довольно часто были обставлены движухой не только музыкального характера. Но чаще кураж проявляла публика. В девяностых частью шоу «КМ» была потасовка между металлистами и гопниками на подступах к залу и арест самых горячих смутьянов. Другое дело — облава на музыкантов.
«Погромы силовиков на наших концертах были крайне редки, — сказал Сергей Троицкий в беседе с «ЗД». — Самый первый концерт «Коррозии Металла» состоялся летом 1985 года в ЖЭК №2. Тогда мы успели сыграть четыре песни, потом в помещение ворвалась милиция, всех арестовали и отправили в отделение. Безо всяких издевательств и лютования. После того, как нас выпустили, сотрудники КГБ предложили залитовать все тексты и спокойно рубить металл. Еще один налет был в сентябре 1991 года в Риге. Там проходил фестиваль, на котором выступали как группы из Москвы, так и изо всей Прибалтики. И омоновцы устроили дикую бойню. С тех пор на наших концертах никаких подобных погромов не было.»
При этом шеф хэви-корпорации отмечает, что уже в нулевых некие «темные силы» начали чинить препятствия в концертной деятельности группы. Выступления по разным причинам отменялись, рекламные компании блокировались и приходилось проявлять какую-то сверхъестественную смекалку, чтобы устроить мероприятие.
«Мы очень много сделали для страны, — отмечает Паук, — Наши акции «Адский аборт» и против наркотиков спасли многие жизни, но нам все равно вставляют палки в колеса и придумывают какие-то претензии. Сейчас морально довольно трудно заниматься интертейнментом, но я вспоминаю своих родственников. Мой дед был медицинским академиком, а прадед — репрессированным священником и они всегда находили в себе силы оказывать поддержку людям. Вот и мы решили в эти мрачные времена давать концерты, ездить в туры, чтобы поддерживать людей. Конечно у нас есть претензии к властям, к полностью некомпетентным людям, которые туда затесались, но в трудный час мы хотим быть со своим народом, поднимать бодрость духа, вносить свой вклад».
Схема по которой музыканты могут поднимать бодрость духа сейчас довольно запутанная. С Но даже в такой ситуации имел место алгоритм, по которому можно было провести концерт.
«В большинстве случаев перед концертом к нам приходит добросовестный сотрудник, приносит бумаги, подписывая которые мы обязуемся не призывать публику к экстремизму и свержению государственного строя. Это обычная практика, — говорит худрук «Коррозии Металла». — Если есть сомнения по поводу нашего мерча, то все решается в рабочем порядке. Атрибутика снимается с продажи, делается ее судебная оценка и потом предъявляются претензии. В Нижнем Новгороде же была просто расправа над публикой. Может сложиться впечатление, что каким-то садистам за это заплатили. Нашему барабанщику разбили голову автоматом, сделали ему барабаном испанский воротник. Директору группы Марии Руновой выбили зуб, публику среди которой было много девушек, били башкой об бетонный пол, в общем издевались… Но мне разрешали спокойно передвигаться, курить, чтобы, наверное, показать всем: вот смотрите, он вас заманил на концерт, вас здесь мочат, а ему хорошо, вкатают штраф в двести рублей, а он потом еще будет дико пиариться. Так вот, все ближайшие концерты «Коррозии Металла» в России отменяются. Мы не хотим участвовать в этом мерзком паноптикуме. Пусть власти разбираются, наказывают виновных. Если этого не произойдет, я не могу гарантировать безопасность нашей публике и быть уверенным в том, что и на следующий концерт не ворвутся какие-то люди».
Прогнозировать концертное будущее даже тех музыкантов, чьи концерты обходятся пока без неожиданностей, — занятие, лишенное всякого смысла. Но с некоторой уверенностью можно говорить о том, что времена, когда были актуальны разные перфомансы, уходят в прошлое. «Коррозия Металла» десятилетиями щекотала нервишки обывателям и вводила в радостный ажиотаж поклонников, среди которых сейчас есть уже довольно респектабельная публика, своими секс-шоу, провокационными манифестами, диким угаром и чадом кутежа. Останется ли все это во времена, когда восприятие контр-культурных процессов исключает даже намек на чувство юмора? Видимо, нужно дождаться официального ответа.