Как гарантировать крестьянам необходимые объемы дизельного топлива
В правительстве обсуждают идею временного запрета на вывоз из страны дизельного топлива. Речь о том, чтобы поставить шлагбаум перед «не-производителями» — трейдерами, нефтебазами и прочими участниками рынка моторного топлива. Которые, по сути, гонят за рубеж объемы нефтепродуктов, предназначенные для внутреннего рынка. Нужно понимать – для сельского хозяйства.
Как видим, правительство извлекает уроки из своих прошлогодних ошибок. В сентябре минувшего года, в самый разгар уборочной кампании, аграрии многих российских регионов (преимущественно сельских) столкнулись с дефицитом моторного топлива. По этой причине кое-где даже остановилась уборка урожая и посев озимых культур.
Выяснилось, что трейдеры на бирже закупают солярку по дешевым внутренним ценам, а продают ее за границу по дорогим мировым. Чем не бизнес?
Тогда, ценой немалых усилий, принятий законопроектов и проч. серый экспорт удалось остановить.
Чтобы топливный кризис не повторился, вопрос на уровне правительственной комиссии по таможенно-тарифному регулированиюобсуждается загодя. Отмечается, что сами производители сохраняют возможность экспорта без ограничений.
Пока, впрочем, неясно, как именно и когда будет введен такой запрет.
Аналитики приветствуют подобную инициативу властей. Нынешний год для отечественных аграриев выдался непростой, часть урожая погибла из-за майских заморозков, какие-то площади нам удалось пересеять – на что тоже понадобились дополнительные объемы горючего.
В общем, ситуацию нужно держать на контроле.
Однако не все эксперты считают введение таких ограничений единственно правильным решением.
— Запретить – это самое простое, которое приходит на ум, — говорит кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. – Если брать современные варианты обеспечения селадизельным топливом, то нужно использовать опыт развитых стран мира. Там для аграриев наАЗС продают окрашенную солярку и бензин, на отдельных колонках. Разумеется, в период полевых работ и с большой скидкой. А ее субсидирует государство.
Если дорожная полиция в баке выявит окрашенное топливо, а транспорт никаким боком к полевым работам не относится, то и владельца авто, и продавца, ждут колоссальные штрафы. Конечно, чтобы ввести такой порядок,чиновникам необходимо что-то предпринять, заняться решением вопроса, так сказать, озаботиться. Проще взять и временно запретить.
— Но зачем ограничивать экспорт, снижать прибыль топливных компаний, если в мире охотно покупают наше дизельное топливо?
— Нам не нужно ничего ограничивать, нужно просто гарантировать определенные объемы для села и по приемлемой цене.
— А какая цена для крестьян сегодня?
— Рыночная, как и для всех. Если закажешь оптом, допустим, бензовоз, получится дешевле. Только где фермер будет хранить 20 или 30 тонн солярки?
— Помню, еще в начале 2000-х годов шли призывы к тому, чтобы переводить сельхозтехнику на газ метан. Это в несколько раз дешевле солярки или бензина. Что-нибудь изменилось?
— Испытания прошли успешно, показатели хорошие – при незначительной потере мощности двигателя. Экономия средств при переводе с ГСМ на газ метан огромная. Но селяне по-прежнему ездят на дизтопливе. Нет даже постановления правительства на сей счет. Да и газовых заправок на периферии раз-два и обчелся.